Наступила весна по календарю, но все также идет снег, морозно. И хотя иногда проглядывает луч солнца, звенит капель. Грустно на душе. А поднять себе настроение Вам поможет, как всегда, интересная книга. Пусть это будет проза Марии Арбатовой. Ну, скажете Вы, опять это - женщина! Женское чтиво! Да еще такая феминистка, как Арбатова! Как она сама говорит о себе:«Я бы назвала себя первой
писательницей-феминисткой в постсоветской стране». Училась Арбатова
на философском факультете МГУ, в 1979 году окончила Литинститут.
Дебютировала как драматург; автор 14 пьес, поставленных в театрах
России, Англии, Германии и США. Прозу и эссе печатает в еженедельнике
«Книжное обозрение», журналах «Новое книжное обозрение», «Золотой
век». Но несмотря на общественно-политическую
деятельность Марии Ивановны, которая далеко не всем импонирует,
писательница она замечательная. Ее книги можно расхватывать на цитаты,
которые моментально запоминаются наизусть, а бесценный жизненный опыт,
переданный в книгах, использовать в свое удовольствие.
Книгу "Меня зовут женщина» открывает рассказ "Наталья Гончарова" о полусумасшедшей девушке-буддистке-экстрасенсе весьма эксцентричной особе, облапошившей пол-Москвы. В фирменном арбатовском стиле повествование читается на одном дыхании, а вкрапления иронии и сарказма время от времени добавляют и без того "перченому" рассказу еще больше остроты. Рассказы "Меня зовут женщина" и "Аборт от нелюбимого" поднимают актуальную тему беременности, родов и абортов в советском пространстве. Читаешь и радуешься, что ты чайлдфри, ей-богу. А кто не чайлдфри, тот имеет высокую вероятность им стать.
Книгу "Меня зовут женщина» открывает рассказ "Наталья Гончарова" о полусумасшедшей девушке-буддистке-экстрасенсе весьма эксцентричной особе, облапошившей пол-Москвы. В фирменном арбатовском стиле повествование читается на одном дыхании, а вкрапления иронии и сарказма время от времени добавляют и без того "перченому" рассказу еще больше остроты. Рассказы "Меня зовут женщина" и "Аборт от нелюбимого" поднимают актуальную тему беременности, родов и абортов в советском пространстве. Читаешь и радуешься, что ты чайлдфри, ей-богу. А кто не чайлдфри, тот имеет высокую вероятность им стать.
Еще два рассказа, "Опыт социальной скульптуры" и "Уроки Европы",
повествуют о контактах русских с иностранцами. В первом иностранная
культурная делегация из Европы в сопровождении русских писателей,
журналистов и т.п. едет через весь Союз в Монголию, и описываются все
бытовые ужасы этого путешествия, обрисовываются менталитеты и отношения
между людьми и "теми, кто сверху". Во втором сама Мария Ивановна с мужем
и детьми едет в Англию через Польшу, Германию и Голландию, опять же
рассказывая о том, каково русским в Европе.
Замыкает сборник рассказ "Учителя", о том, кто, как и когда научил писательницу тому или иному. Опять же, все это преподнесено настолько тонко, изящно и с юмором, что автору можно только поаплодировать.
Отбросив изрядно надоевший ярлык феминизма, Мария Арбатова пускается в более разноплановые копания. И в другом своем произведении "Визит нестарой дамы" пробует распутать сразу несколько "узлов противоречий" — разных по объектам взаимоотношений, но повязанных на одном – времени. Это отношения между мужчиной и женщиной, отношения целого поколения с современностью и отношения эмигрантов с "оставшимися".
При чтении ее романа выявляется, что феминизм в нем отсутствует как факт, а если и упоминается, то в сугубо негативном аспекте. Ее можно назвать феминисткой лишь потому, что отношения между мужчиной и женщиной она ставит гораздо выше всех политик и экономик вместе взятых Женщина, живущая с мужчиной, должна ощущать себя членом семьи, ориентированным в равной степени на реализацию своего потенциала и исполнение домашних обязанностей. Все - гармонично и в меру. Мужчина же, любящий по-настоящему, не должен стыдиться занятий стиркой, готовкой и тому подобным. Штампы типа "мужественность" и "женственность" вообще должны перестать употребляться и должны быть заменены на единственно-правильное в этом случае определение — "человеческая индивидуальность". Хотя данного идеала, достигнутого в романе лирической героиней, в реальности большинству познать, скорее всего, так и не удастся.
Мария Арбатова - одна их немногих женщин-современниц, которая не боится говорить вслух, о чем другие смеют только думать. Книги ее не претендует на какую-то художественную супер ценность, они рассчитаны на здесь и сейчас, но те женщины, которым близка ее тема, будут возвращаться к ней снова и снова . подтверждение этому книги, стоящие на полке, прошли не один десяток прочтений. А вот женщинам-ханжам их читать совершенно противопоказано – вряд ли проблемы героинь будут вами поняты. В общем, автор – женщина без комплексов и большим жизненным опытом, который всем думающим дамам будет интересен и в чем-то близок. А посему - читать обязательно!
Замыкает сборник рассказ "Учителя", о том, кто, как и когда научил писательницу тому или иному. Опять же, все это преподнесено настолько тонко, изящно и с юмором, что автору можно только поаплодировать.
Отбросив изрядно надоевший ярлык феминизма, Мария Арбатова пускается в более разноплановые копания. И в другом своем произведении "Визит нестарой дамы" пробует распутать сразу несколько "узлов противоречий" — разных по объектам взаимоотношений, но повязанных на одном – времени. Это отношения между мужчиной и женщиной, отношения целого поколения с современностью и отношения эмигрантов с "оставшимися".
При чтении ее романа выявляется, что феминизм в нем отсутствует как факт, а если и упоминается, то в сугубо негативном аспекте. Ее можно назвать феминисткой лишь потому, что отношения между мужчиной и женщиной она ставит гораздо выше всех политик и экономик вместе взятых Женщина, живущая с мужчиной, должна ощущать себя членом семьи, ориентированным в равной степени на реализацию своего потенциала и исполнение домашних обязанностей. Все - гармонично и в меру. Мужчина же, любящий по-настоящему, не должен стыдиться занятий стиркой, готовкой и тому подобным. Штампы типа "мужественность" и "женственность" вообще должны перестать употребляться и должны быть заменены на единственно-правильное в этом случае определение — "человеческая индивидуальность". Хотя данного идеала, достигнутого в романе лирической героиней, в реальности большинству познать, скорее всего, так и не удастся.
Мария Арбатова - одна их немногих женщин-современниц, которая не боится говорить вслух, о чем другие смеют только думать. Книги ее не претендует на какую-то художественную супер ценность, они рассчитаны на здесь и сейчас, но те женщины, которым близка ее тема, будут возвращаться к ней снова и снова . подтверждение этому книги, стоящие на полке, прошли не один десяток прочтений. А вот женщинам-ханжам их читать совершенно противопоказано – вряд ли проблемы героинь будут вами поняты. В общем, автор – женщина без комплексов и большим жизненным опытом, который всем думающим дамам будет интересен и в чем-то близок. А посему - читать обязательно!
Удивительное наблюдение: именно весной грустно на душе. Вот тут книги М.Арбатовой с её удивительно жизнерадостным юмором для меня лично в самый раз!
ОтветитьУдалитьКонечно в марте всегда немного грустнее, ведь еще вся природа спит спокойно под снегом. Ну, а Арбатову можно читать в любое время года!
ОтветитьУдалить